?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Здание Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова
alekka4alin2012
Москва,улица Арбат,дом № 26/2

Современное здание театра имени Е. Вахтангова построено в 1946—1947 годах по проекту архитектора П. В. Абросимов на месте старого, разбомбленного 24 июля 1941 года особняка П. В. Берга.
На месте здания в начале XIX в. находилось владение А. М. Голицына, затем Н. А. Бутурлина; в последней четверти XIX в. хозяевами были книгоиздатели братья Сабашниковы: М. В. и С. В. Сабашниковы, при которых был построен каменный дом по проекту архитектора А. С. Каминского, перестраивался В. Д. Адамовичем под здание театра (включён в современное здание театра), здесь же помещалась контора издательства. Здание театра является выявленным объектом культурного наследия.

ТЕАТР ИМ. ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА до реконструкции, 40-е годы 20 в.

13 ноября 1921 года зрители, пришедшие в старинный арбатский особняк на спектакль «Чудо Святого Антония» Мориса Метерлинка в постановке Е. Б. Вахтангова, стали свидетелями рождения нового театра — Третьей Студии Московского Художественного театра, переименованной в 1926 году в Государственный академический театр им. Е. Вахтангова.

В конце 1913 года несколько студентов из разных московских учебных заведений решили создать Студенческую драматическую студию и играть по модной тогда системе Станиславского. Но помочь студентам-любителям профессионалы не соглашались. Наконец после долгих уговоров за руководство взялся молодой актёр и режиссёр Художественного театра, ученик К. С. Станиславского Евгений Багратионович Вахтангов. Первой постановкой стала пьеса Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных». Репетировали где придётся, в основном на квартирах друг у друга. 26 марта 1914 года состоялась премьера. Спектакль полностью провалился, а администрация МХТ запретила Вахтангову работу с непрофессиональными студийцами. Но запреты оказались бессильны. Новые репетиции стали проводиться потихоньку в квартире в Мансуровском переулке. Позже одна из студиек выберет себе сценический псевдоним по имени этого переулка, с ним и войдет навсегда в историю сценического искусства — Цецилия Львовна Мансурова, легендарная первая исполнительница роли принцессы Турандот — но это будет позже.

Фонтан - памятник Принцесса Турандот
Соорудил памятник скульптор Александр Бурганов в 1997 году, в честь 75-летия постановки одноименной пьесы. Принцесса Турандот находится в небольшом углублении на маленькой площадке, находящейся на возвышении. Архитектурный стиль фонтана-памятника кононический, учитывающий общую композицию и нрав Арбата. Сам памятник представляет собой большую овальную чашу, в которой находится фонтанная установка. На вершине фонтана восседает на троне, покрытая позолотой, принцесса Турандот. Вокруг памятника находится длинная каменная лавочка, а по вечерам фонтан-памятник подсвечивается. Это создает романтическую обстановку, которой пользуются влюбленные парочки, разместившись на скамье около памятника.

Студия стала называться «Московская драматическая студия Е. Б. Вахтангова». Первым спектаклем стала постановка пьесы Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония». Произошло это событие 13 ноября 1921: режиссёр Евг. Вахтангов, художник Завадский; Антоний — Завадский, Гюстав — Басов, Ашиль — Глазунов, Доктор — Захава, Кюре — Щукин, Жозеф — Симонов, Виржини — Некрасова, гостья — Ремизова, 1-я дама — Львова, м-ль Ортанс — Котлубай и др. Успех постановки был отмечен критикой, в частности журнал «Театральное обозрение», 11 декабря 1921, опубликовал положительный отклик Л. Я. Гуревич. Эта постановка доказала, что студия под руководством Вахтангова профессионально выросла, и примирила ее с Художественным театром, в структуру которого она тут же вошла под названием Третья студия МХТ, а вскоре открыла собственное помещение на Арбате, дом 26, где и находится по сей день.

Здание 3 студии МХТа на Арбате в Москве, 1926 г.Молодая студия искала пьесы, соответствующие новому революционному времени. А время менялось стремительно. На борьбу с постреволюционной разрухой пришёл НЭП. В драматургическую моду стремительно вошли пьесы легких жанров. Кому первому пришла в голову мысль поставить сказку Карло Гоцци «Принцесса Турандот», трудно сказать. Поначалу никто к этому всерьёз не отнесся. При обсуждении пошли шуточки. А для их литературной обработки и придумывания интермедий был приглашен Николай Эрдман. Так, с современными шуточками, и начались репетиции спектакля, которому предстояло стать символом нового театра. Но сам Вахтангов заболел и не смог прийти даже на премьеру. Успех спектакля был оглушительным, превзошедшим все ожидания.

29 мая 1922 года вечером Вахтангов умер. 31 мая его гроб ученики и друзья несли на руках от Студии до Новодевичьего кладбища.






Руины Театра Вахтангова

Премьера лермонтовского «Маскарада» в постановке А. Тутышкина была показана накануне войны — 21 июня 1941 г. В одну из первых военных бомбежек в здание театра попала бомба. Среди погибших был актёр театра Василий Куза. Здание было сильно разрушено, уничтожены многие декорации. Жители Арбата ещё долго вспоминали, что по всей улице были раскиданы элементы декораций и реквизита. Осенью пришло разрешение на эвакуацию. Взяли с собой старшекурсников Щукинского училища, официально оформив их как членов семей артистов.

В 1956 театр получает статус академического. С конца 1940-х и до начала 1960-х годов из училища им. Б.В.Щукина в театр приходят те, кого станут называть Вторым поколением вахтанговского театра: 1948 – Е.Симонов, сын главного режиссера Р.Симонова; 1949 – Ю.Борисова, 1950 – М.Ульянов; 1952 – Ю.Яковлев; 1958 – В.Лановой; 1961 – Л.Максакова. В те же годы появились А.Кацынский, А.Парфаньяк, Г.Абрикосов, В.Шалевич, Е.Райкина, Ю.Волынцев и др.

В 1950 дебютирует в качестве режиссера Е.Симонов (Летний день Ц.Солодаря), ставит Двух веронцев Шекспира (1952), Горя бояться – счастья не видать С.Маршака (1954), Филумену Мартурано Э.де Филиппо (1956) с блистательными Мансуровой и Р.Симоновым, Город на заре А.Арбузова (1957), Маленькие трагедии А.Пушкина (1959), Иркутскую историю Арбузова (1959).

В 1963 к 100-летию со дня рождения К.С.Станиславского и 80-летию Е.Б.Вахтангова Р.Симоновым возобновляется Принцесса Турандот с Ю.Борисовой, Л.Максаковой и В.Лановым в главных ролях. В середине 1960-х годов пользуются огромным успехом Идиот, инсценировка Ю.Олеши по роману Ф.Достоевского (постановка Ремизовой, 1958), Миллионерша Б.Шоу (постановка Ремизовой, 1964), Варшавская мелодия Л.Зорина (постановка Р.Симонова, 1967) и На всякого мудреца довольно простоты Островского (постановка Ремизовой, 1968). В этих спектаклях покоряли публику Борисова, Гриценко, Яковлев, Ульянов, Плотников и др.


БОРИС ПАСТЕРНАК среди артистов театра им. Вахтангова (слева-направо): Ю.Яковлев, В.Шлезингер, режиссер Е.Симонов, М.Ульянов и др. Москва. 1956

1965-1970 год

В хрущевские годы «оттепели» театр возвращается к своему празднично-комедийному стилю. В 1963 году, к 100-летию со дня рождения К. С. Станиславского и 80-летию Е. Б. Вахтангова, Р. Н. Симонов возобновил «Принцессу Турандот» — в той же постановке, но с новыми актёрами. И соответственно, новыми современными шутками. После смерти Рубена Николаевича Симонова в 1968 году театр возгласил его сын Евгений Рубенович Симонов. Но полностью ушла уникальная атмосфера семейности в театре, уже и так к тому времени мало поддерживаемая.

Коммунистическая идеология и пропаганда к этому времени заняла основное место в культуре страны, в том числе и театральном искусстве. Театр Вахтангова тоже стал соответствовать идеологической направляющей линии, хотя на сцене постоянно ставились и классические произведения («Антоний и Клеопатра» Шекспира — 1971, «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина — 1974), но и их постановки соответствовали временным рамкам. Стремительно падал уровень театра. Идеологически выдержанные спектакли без проблем принимались и утверждались Главлитом и партийными комиссиями, но сами актёры, не стесняясь, открыто иронизировали над своими работами: «Мы потерпели очередную победу». Традиции театра пытался как мог хранить и в то же время ревностно соответствовать государственному и партийному руководству новый главреж, Евгений Рубенович Симонов, но в годы начала Перестройки ему пришлось покинуть свой любимый театр, где он, по сути, вырос. В 1987 году театр возглавил один из ведущих актёров театра Михаил Ульянов и возглавлял до самой смерти в 2007 году. За это время опять был возобновлен (1991 г.) спектакль «Принцесса Турандот» уже в новом составе и с новыми «перестроечными» комментариями; в театре работали много интересных режиссеров, было поставлено много совершенно неожиданных по стилистике спектаклей…

До сих пор каждый спектакль театра предваряет записанный на магнитофон голос М. А. Ульянова: просьба к зрителям выключить мобильные телефоны перед входом в зрительный зал и началом спектакля.

1934 год
На снимке - перестроенный особняк конца XIX - начала ХХ вв., принадлежавший В.П. Бергу. В зале особняка был устроен зрительный зал, где 13 ноября 1921 г. (премьера спектакля "Чудо Святого Антония" М. Метерлинка) родился театр, получивший в 1926 г. имя Е.Б. Вахтангова.

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова расположен в историческом центре Москвы, в самом её сердце, в середине Старого Арбата. Начиная с 2008 года театр ежегодно и планомерно проводит переоборудование сценического оснащения, в результате которого сегодняшний световой и звуковой комплексы Большой сцены театра являются одними из лучших в России. Летом 2011 года произведен серьезный ремонт зрительного зала театра (среди прочего: положен новый дубовый паркет, заново обтянуты зрительские кресла, отреставрировано декоративное убранство).

Зрительный зал Большой сцены театра вмещает 1055 мест. Наличие подъема во всех секторах зала, продуманная геометрия ярусов и лож делают удобным обзор сцены практически с любого места в зале.
Театр располагает комфортабельным зрительским гардеробом, расположенным на первом этаже здания, просторными фойе, обрамляющими зрительный зал на уровнях партера, амфитеатра и бельэтажа.
На третьем этаже функционирует Малый зал театра, репертуар которого составляют спектакли камерной формы и спектакли-эксперименты.
В настоящее время ведется строительство нового зала-трансформера на 250 мест, а также многофункционального комплекса, включающего в себя склады для хранения декораций и помещения театральных служб.

По материалам сайтов
http://encyclopaedia.biga.ru/enc/culture/TEATR_IMENI_EVGENIYA_VAHTANGOVA.html
http://www.moskva-put.net/leisure_recreation/teatry/gosudarstvennyj-akademicheskij-teatr-im-e/
http://oldmos.ru/old/photo/tag/Арбат
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/5284
http://www.vakhtangov.ru/theatre/building/today

  • 1
Пожалуйста убирайте под кат) А так всё интересно*

Здание с длинной историей

  • 1